Чахаршанбе-Сури (перс. چهارشنبه سوری, Câršanbe-Suri), произносится как Чаршанбе-Сури (перс. چارشنبه سوری)
— древний иранский праздник огня в канун Ноуруза, который знаменует
собой приход весны и возрождение природы. Традиционно отмечается ночью
последней среды в году, со времени исламской революции отмечается
вечером во вторник. Слово Чахар Шанбе значит «среда» и Сури — «красный».
Костры горят от заката солнца до раннего утра. Празднование обычно
начинается вечером, когда люди разводят костры на улицах и прыгают через
них.
По традиции люди собираются на улицах и переулках, чтобы прыгать через костры и петь песни: Сорхи-е то аз ман, зарди-е ман аз то («Твой огненно-красный цвет мой, и моя болезненно-жёлтая бледность твоя»). Это обряд очищения, и Сури само по себе означает покраснение, которое намекает на цвет огня. Это означает, что вы отдаёте огню вашу бледность, болезни и проблемы, и в свою очередь берёте у него покраснение, тепло и энергию. Праздник не имеет религиозных ограничений — его отмечают как персы, персидские евреи, мусульмане, армяне, курды, турки, так и зороастрийцы.
В действительности же праздник имеет иранское происхождение и корнями уходит в праиндоевропейскую эпоху.
По традиции этот день готовят аджил — смесь орехов и ягод. Люди переодеваются и ходят от двери к двери, стучась в двери. Обычно их одаривают аджилом, но могут и облить водой.
По традиции люди собираются на улицах и переулках, чтобы прыгать через костры и петь песни: Сорхи-е то аз ман, зарди-е ман аз то («Твой огненно-красный цвет мой, и моя болезненно-жёлтая бледность твоя»). Это обряд очищения, и Сури само по себе означает покраснение, которое намекает на цвет огня. Это означает, что вы отдаёте огню вашу бледность, болезни и проблемы, и в свою очередь берёте у него покраснение, тепло и энергию. Праздник не имеет религиозных ограничений — его отмечают как персы, персидские евреи, мусульмане, армяне, курды, турки, так и зороастрийцы.
В действительности же праздник имеет иранское происхождение и корнями уходит в праиндоевропейскую эпоху.
По традиции этот день готовят аджил — смесь орехов и ягод. Люди переодеваются и ходят от двери к двери, стучась в двери. Обычно их одаривают аджилом, но могут и облить водой.
Стенная роспись эпохи Сефевидов, изображающая празднование Чахаршанбе-Сури |
Персы отмечали в последние 10 дней года обязательный
ежегодный праздник всех душ, Хамаспатхмаедая (Фарвардиган или
Фородиган). Они верили, что Фаравахар, ангелы-хранители людей, а также
духи умерших возвращаются для воссоединения. Этих духов развлекали в
качестве почетных гостей в их бывших домах, и был предписан прощальный
ритуал на заре в день Нового года. Десять дней фестиваля совпало с
празднованием фестивалей создания огня и людей. В период Сасанидов
фестиваль был разделен на две части, известных как «малый» и «большой»
Пяндж. Постепенно сложилось, что Малый Пяндж принадлежал душам детей и
тех, кто умер без греха, тогда как Большой Пяндж — для всех душ.
Источник: www.wikipedia.org
Источник: www.wikipedia.org
هیچ نظری موجود نیست:
ارسال یک نظر