Хотя Иран, казалось бы, был изолирован от большей части внешнего мира с момента Исламской революции в 1978-1979, его границы не были закрыты. Напротив, страна, подготовила и провела обильные потоки эмиграции и иммиграции, неуклонно ближайшие и происходит главным образом за счет ключевых политических событий. Иран — многонациональное государство. Персы составляют большинство населения страны. Более 70 % населения относятся к иранским народам — представителям иранской группы индоевропейской семьи языков, произошедшим от арийских племен, мигрировавшим в Иран из Центральной Азии. Большинство населения кроме официального языка (персидского) говорит ещё хотя бы на одном из иранских языков. Персы и иранские народы составляют 61 % населения, азербайджанцы — 24 %, курды — 7 %, арабы — 3 %, белуджи и туркмены — по 2 % . Кроме того, присутствуют национальные меньшинства (1%) армян, черкесов, ассирийцев, грузин и пуштунов. Исламская Республика Иран благодаря своим геополитическим, демографическим и экономическим возможностям является одной из крупнейших стран принимающих
беженцев в мире. Но, к сожалению, в стране остаются уязвимыми вопросы о неурегулированной миграции, включая торговлю людьми и контрабанду. В данный момент Иран борется с этими проблемами, используя стратегический подход для регулирования незаконной миграции. Растущая трудовая миграция в последние десятилетия стала важным фактором развития многих стран мира. Несмотря на относительно высокий уровень жизни. ВВП на душу населения, согласно данным 2007 года составляет 12 300 долларов. Более того, Иран по-прежнему остается достаточно дешевой страной. Еда, сервис здесь недороги, но 18% населения живут ниже черты бедности. В 1977-1978 учебном году, около 100000 иранцев обучались за границей, из них 36 220 были зачислены в высшие учебные заведения США, а остальные были главным образом в Великобритании, Западной Германии, Франции, Австрии и Италии. В 1978-1979 учебном году число иранских студентов, обучающихся в Соединенных Штатах составило 45 340, а в 1979-1980 число студентов достигло пика 51 310. По данным Института международного образования, иранские студенты в Соединенных Штатах в настоящее время преобладают по количеству студентов других стран. После революции, не только многие из этих студентов остались на Западе, но многие из их родственников эмигрировали к ним. Вторая волна миграции в Иране включала эмиграцию большого числа специалистов, предпринимателей и ученых, что привело к "утечке мозгов", этот термин используется для описания эмиграция из страны наиболее образованных и высококвалифицированных специалистов для более широких возможностей в другой стране. Наконец, третья волна эмиграции происходила последнее десятилетие, приблизительно с 1995 года по настоящее время. Эта волна состоит из двух весьма различных групп населения - высококвалифицированные лица, оставившие университеты и исследовательские институты, и рабочего класса трудовых мигрантов и экономических беженцев, с более низким уровнем образования и квалификации. В отличие от двух предыдущих волн, эта волна была вызвана Экономическим кризисом в Иран, который вызвал ухудшение в области прав человека, уменьшая возможности и социальную увеличивая напряженность. В 2004 году Иран занял десятое место, которое входит в число первых стран происхождения лиц, ищущих убежища в Европе. В одном только 2001 году было 300-процентное увеличение числа иранцев, ищущих убежища в Великобритании. Кроме того, в 2004 году Иран начал лишать гражданство лиц, ищущих убежища в Великобритании, на долю которых приходится 10 процентов всех заявок. В 2000 году чистый показатель миграции был - 1.4 мигрантов на 1000 населения. Правительство считает, что иммиграционные уровень слишком высок, но уровень эмиграции является удовлетворительным. Общее число мигрантов в стране 2 321 000 в 2000 году, по сравнению с 3 809 000 десятью годами ранее. Сейчас наблюдается сложная ситуация в отношении иранских иммигрантов. Власти монархий Персидского залива стремились не осложнять своих отношений с Ираном, но вынуждены были ввести запретительные меры на въезд иранских граждан после исламской революции 1979 г. Крупные иранские общины в арабских странах Персидского залива существуют много веков. В руках иранских предпринимателей находится значительная часть торговли в Дубае, Бахрейне, Омане и Катаре. Власти нефтяных монархий, особенно Бахрейна и Саудовской Аравии, боятся активизации деятельности собственных шиитских общин под влиянием иранских иммигрантов. Тем не менее иммиграция иранцев, большей частью нелегальная, продолжается, и происходит рост иранского культурного влияния в странах ССАГПЗ. Согласно оценкам, в 2000 г. иранцы составляли 5% населения ОАЭ, 4% — Кувейта, 10 — Катара, 8% — Бахрейна. Политические процессы, происходившие на рубеже ХХ и XXI веков на Ближнем и Среднем Востоке и в мире, актуализировали такой аспект современной истории, как проблема вынужденных переселенцев. Она в равной мере затрагивает интересы как Ирана, так и России, где возникли многочисленные диаспоры и анклавы. Традиционно под диаспорой понимают часть народа (этнической общности), проживающую вне страны его происхождения, имеющую общие этнические корни и духовные ценности. Эта проблема не остается без внимания российских и иранских специалистов, а также находит отклик на страницах средств массовой информации как у нас, так и за рубежом. В числе важных работ отметим монографические исследования В.И.Дятлова, А.В.Курбанова, Ф.Бадерхана, О.И.Брусиной и др.. В них показывается, что диаспоры становятся важным фактором современных международных отношений, поскольку их возникновение связано как с взаимодействием государств, так и миграционными процессами. В связи с этим не безынтересно рассмотреть принципы взаимоотношений между диаспорой, исторической родиной и государством проживания (Ираном и Россией). В Иране эта проблема обострилась после иранской революции 1978–1979 гг. Эмиграция населения, не воспринявшего идеи иранской революции 1978–1979 гг., началась в 80-е годы ХХ в. В постреволюционный период наблюдался отток образованной части иранцев из страны. Оценочные данные этой группы варьируются от 750 тыс. до 1, 5 млн. чел. Большинство эмигрантов предпочло осесть в странах Западной Европы или США. Община иранских переселенцев возникла и в Турции, их численность, по неофициальным данным, составляла 600 тыс. человек, хотя Анкара заявляла, что их количество не превышало 30 тыс. В США также число иранцев с 122 тыс. в 1980 г. увеличилось до 200 тыс. в 1986 г. Иранцы в основном были сосредоточены в южной Калифорнии. Иранские эмигранты, как правило, являлись высококвалифицированными специалистами. Многие из них получили ученые степени в университетах США и Западной Европы. Это были в основном состоятельные люди, которые вывезли из Ирана свои сбережения во время и после революции. Многие из них составляли часть дореволюционной политической элиты. Среди них были и специалисты в области иранистики, сумевшие опубликовать немало интересных и глубоких исследований по современной истории Ирана. Они участвовали в научных международных форумах, например, выступали с научными докладами в Париже в 1999 г. на конгрессе иранистов Европы. Другую часть эмигрантов составили представители некоторых религиозных меньшинств, например, члены секты бехаитов и иудеи. Это также были интеллектуалы, находившиеся в оппозиции шахскому режиму, ограничивавшему свободу слова, и за то же самое не воспринявшие новый режим исламской республики. Среди эмигрантов оказались крупные промышленники и бизнесмены, представители национальных меньшинств, а также молодежь, уклонявшаяся от военной службы и других принудительных повинностей. Таким образом, причиной иранской эмиграции послужила в основном политическая нестабильность и связанные с ней перемены в политическом и экономическом курсе новых властей. Освободившиеся социальные лакуны были заняты представителями клерикальных слоев, преимущественно выходцами из «базари», различных национальностей, в основном являвшимися персоязычными иранцами-шиитами. После распада Советского Союза аналогичная проблема актуализировалась и в Российской Федерации. Политические и экономические сложности и неурядицы послужили причиной выезда некоторой части населения Советского Союза в США, страны Западной Европы и Израиль. В последнем, как известно, существует обширная диаспора русских евреев, играющих важную роль в политических и экономических процессах страны. В целом большое количество наших соотечественников давно уже проживает в странах дальнего зарубежья (например, США и Франции). Среди них немало тех, кто стремится сохранить свою этническую и культурную самобытность. Однако после распада СССР в новом зарубежье 25 млн. россиян оказались за рубежом не по своей воле. В настоящее время наблюдается процесс становления российской диаспоры в новых независимых государствах. Идет формирование и развитие институтов и организаций, цель которых – поддержать существование и развитие россиян как этнической общности в иноэтнической среде; идет процесс осознания ими себя как диаспоры. В то же время в Иране и в России наблюдается и обратный процесс, когда по тем или иным причинам в эти страны идет поток вынужденных переселенцев. В Иране в связи с обострением ирано-иракских отношений в 80-е годы ХХ в. вынужденные переселенцы оказались у западных границ страны. Огромный поток беженцев, около 1,4 млн. человек, направился из Ирака в Иран. Иранская администрация не была готова немедленно принять их и обеспечить всем необходимым. В результате многие беженцы погибли. Иранский Красный Крест не мог оказать им помощь своими силами. По оценочным данным, Иран тратил около десяти миллионов долларов в день на оказание помощи беженцам из Ирака. При этом международное сообщество не проявило должной оперативности. Фонды не были подготовлены к таким затратам и между ними не было необходимой координации. Между тем основной причиной задержек денежных вливаний являлись напряженные отношения между Ираном и потенциальными донорами, особенно США. По данным некоторых зарубежных авторов, на каждый доллар США, потраченный на беженцев в Иране, 7,60 были потрачены на турецкой границе. Из 207,6 млн. долларов, направленных США в наиболее критический момент, 20 млн. пошли на оказание помощи беженцам в Иране. Если оценивать помощь международных фондов на нужды беженцев в середине мая 1991 г., то лишь половина всей суммы, назначенной для помощи беженцам на турецко-иракской границе, была направлена в Иран. 550 тыс. человек осели в Иране (по другим данным, 300 тыс.). Лагеря курдских беженцев были переполнены, и Иран заявлял, что не желает, чтобы вынужденные переселенцы надолго задерживались на территории страны. Беженцев кормили хлебом и картофелем, а также строго контролировали их перемещение, а зачастую и вовсе запрещали перемещения. Это осложняло контакты членов семей, распределенных по разным лагерям. В результате наступления иракской армии осенью 1980 г. были разрушены кварталы крупных иранских городов Абадан и Хорремшехр. Значительные повреждения получили многие малые города и деревни. Ахваз и Дизфуль подверглись бомбардировкам, и им был нанесен существенный урон. В связи с этим около 10 тыс. человек было вынуждено покинуть юго-западные районы. Правительство разместило их в специальных поселениях для беженцев в Ширазе и Тегеране, а также ряде других городов, не охваченных военными действиями. Во время оккупации Ираком Хузестана Иран принял во внутренние районы страны до 1,5 млн. беженцев. После 1983 г., когда Ирану удалось вернуть значительную часть Хузестана, некоторое количество беженцев вернулось на свои прежние места жительства. Между 1980 и 1981 гг. правительство Ирака объявило 200 тыс. человек иранцами и выдворило их из страны. Это были жители Ирака, но шииты, которые проживали в местах поклонения шиитским святым. Они являлись курдами-фейли, которые целыми семьями проживали в Ираке еще с 18 столетия. Эти люди лишились в Ираке своих сбережений и прибыли в Иран, не владея персидским языком. Иранское правительство должно было обеспечить их едой и кровом. В результате вооруженного противостояния между иранской армией и отрядами Демократической партии Иранского Курдистана (ДПИК), базировавшейся в восточной части Иракского Курдистана, в августе 1993 г. 10 тыс. курдов остались без крова. Вместе с тем возможности Ирана в оказании помощи беженцам весьма ограничены, поэтому нельзя безоговорочно поддерживать утверждение о том, что Иран обязан обеспечить курдским беженцам безпроблемное существование. Кроме того, политические процессы в Афганистане заставили афганцев искать убежище в северо-восточных районах Ирана. 2,3 млн. чел. были афганцами. Афганские беженцы были сосредоточены в нескольких лагерях, расположенных в восточной части страны. 1/3 из них проживала в таких городах, как Мешхед, Шираз и Тегеран. Их появление в Иране являлось следствием введения советских войск в Афганистан. В 80-е годы проблема афганских беженцев стояла довольно остро для Ирана. В 1984 г. наблюдалась новая волна беженцев из Афганистана. Не запрашивая гуманитарной помощи, Ирану удалось обеспечить их элементарным жильем в окрестностях городов в Хорасане и едой. Эти люди пользовались определенными правами, предоставленными муниципальными властями, в том числе возможностью посещения школ детьми зарегистрированных беженцев. В связи с антитеррористической деятельностью США в Афганистане в 2002 г. в Иран хлынули новые потоки афганских беженцев, которым также были предоставлены определенные условия жизнедеятельности. Все эти процессы способствовали возникновению многочисленных диаспор. Кроме того, увеличилась общая численность населения, составившая свыше 60 млн. чел. Миграционные процессы повлияли как на этническое, так и религиозное соотношение населения страны. Усиление миграционного потока из Афганистана, например, сказалось на количественном увеличении суннитов. В социальном плане эти люди примкнули к люмпенам и деклассированным элементам, увеличили группу неквалифицированной рабочей силы. Переселение иракских шиитов (курдов-фейли) вызвало серьезную проблему их адаптации, поскольку многие из них не владели персидским языком и имели сложности в трудоустройстве. Многие не только влачили жалкое существование, но и испытывали психологический дискомфорт, хотя сходная социальная система, уклад жизни и исламские ценности в определенной степени облегчали им процесс их адаптации. В то же время в Иране диаспора иракских курдов живет обособленно, отличаясь языковыми и культурными особенностями, и не стремится к контактам с иранскими курдами. То же и с афганцами: переселенцы новой волны не имеют тесных взаимодействий с прибывшими ранее. Несомненно, возникшие анклавы иракских и турецких курдов, а также афганцев в Иране смогут выжить лишь при наличии собственной стратегии и тактики взаимоотношений с государственными институтами Ирана, при налаживании и осуществлении диалога с органами власти. Посредниками в этом процессе могут стать представители местной администрации. Отметим, что такие переселения в Иране случались и в историческом прошлом. Иран имеет на этот счет весьма обширный опыт. Так, например, армяне, переселенные из Джульфы еще в 17 в. в район Исфахана, создали там Новую Джульфу и смогли сохранить не только свое этническое и культурное своеобразие, но и стать серьезным фактором экономической и политической жизни общества. В настоящее время армяне пользуются теми же возможностями экономической деятельности, что и мусульмане, активно участвуют в различных сферах хозяйственной деятельности. Как видно из изложенного, Исламская Республика Иран осуществляет определенные меры по обеспечению прав и обязанностей диаспор и курдских анклавов. Вместе с тем, чтобы избежать акцентирования межэтнических, социальных и политических противоречий, Иран стремился нацелить полиэтничное население страны на решение экономических и социальных задач путем некоторого перенесения внимания на культурную общность населяющих Иран народов. Иранские мусульманские идеологи обратились к осмыслению богатого исторического и культурного наследия своей страны с целью найти пути влияния его духовного и материального капитала на общественное развитие современного иранского общества. Проблема диаспор существует и в современной Российской Федерации. После распада Советского Союза курды из республик Закавказья (главным образом Грузии и Армении) эмигрировали в Россию. Веками живших на Кавказе курдов заставили сняться с места военные действия в Грузии, а несколько ранее – конфликт между Арменией и Азербайджаном. Курды оказались там «третьей национальностью», которая не хотела участвовать в межнациональных трениях, но их ставили «под ружье». Уезжали в основном молодые люди, подлежащие мобилизации. Однако у них возникли проблемы с получением гражданства. Следует также отметить, что кризис в Ираке, оккупация этой страны США снова обостряют проблему вынужденных переселенцев. Еще до начала вооруженной операции США в Ираке из страны выехало около 6 млн. человек. Эта проблема касается и Ирана, куда также хлынут беженцы, не сумевшие перебраться в другие страны. Расходы по их обустройству на территории Ирана, вероятно, должно взять американское правительство. Таким образом, проблема вынужденных переселенцев для Ирана остается весьма острой и по сей день.
Для властей и населения Ирана, граничащего с такими внутренне нестабильными государствами, как Афганистан, Пакистан и Ирак, на протяжении длительного периода серьезной социально-экономической проблемой является наличие значительного количества беженцев из этих стран. По состоянию на сентябрь 2010 г. на территории ИРИ зарегистрировано более 940 тыс. беженцев из Афганистана и около 40 тыс. из Ирака, главным образом курдов. Около 30 тыс. человек расселено в специально оборудованных лагерях. В целом процесс регистрации беженцев проходит, вопреки имевшимся сомнениям, достаточно активно и организованно. Этому, в частности, способствовало то обстоятельство, что лица из числа малообеспеченных категорий, подтвердившие таким образом статус беженцев, получают полное освобождение от уплаты муниципальных налогов, а также преимущественное право на временное трудоустройство по квотам иранского правительства, составлявшим порядка 300 тыс. не требующих высокой квалификации рабочих мест, преимущественно в строительной, дорожно-ремонтной, сельскохозяйственной отраслях. Следует отметить, что для иранских властей в условиях значительной безработицы в стране среди собственного населения (более 11 процентов) введение таких квот, ведущее к усилению конкуренции на рынке труда и дальнейшему обострению проблемы безработицы, стало далеко непростым решением. Тем не менее, по мнению автора, на такой шаг они пошли, принимая во внимание фактор серьезной вовлеченности как зарегистрированных беженцев, но особенно нелегальных иммигрантов, в преступную деятельность для получения средств к существованию. Существенное содействие иранским правительственным органам в решении проблем беженцев оказывают отдельные страны и международные организации. В этом плане прежде всего следует выделить функционирующее в Иране с 1984 года представительство Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Оно значительно расширило свое присутствие и сферу деятельности в ИРИ с учетом массированного наплыва в страну беженцев, связанного с событиями в Афганистане и Ираке, а также начавшимся процессом их частичного возвращения в свои страны. Основные задачи УВКБ в Иране сводятся к следующему: - способствовать формированию условий для добровольного возвращения беженцев из Ирана в свои страны; - находить приемлемые решения для «уязвимых» категорий беженцев из Афганистана и Ирака, привлекать к содействию в их дальнейшей судьбе и решению имеющихся проблем родственников и этнические общины; - контролировать соблюдение прав беженцев на территории ИРИ, усиливать для них защитную среду в соответствии с конвенцией ООН по делам беженцев и имеющимся на этот счет законодательством страны пребывания; - способствовать перепрофилированию поступающей помощи беженцам от правительственных органов Ирана и из-за рубежа с поставок потребительских товаров на более высокий технологический уровень, включающий оборудование для профессиональной подготовки и образования, позволяющий обеспечить им более надежное и защищенное возвращение домой; - способствовать росту благополучия семей беженцев, имеющих детей, компетентно определять имеющиеся риски и проблемы в повседневной жизни, повышать готовность к работе в чрезвычайных условиях. Общий штат представительства УВКБ в Иране составляет 115 человек, из них 16 руководящих сотрудников командировано из других стран. В течение минувшего года УВКБ увеличило количество своих юристов в целях расширения возможностей для предоставления бесплатной помощи и обеспечения защиты прав беженцев при рассмотрении широкого круга возникающих у них правовых коллизий. Текущий бюджет тегеранского представительства УВКБ, формируемый, главным образом, за счет поступлений от стран-доноров, составляет более 6 млн долл. США (около 1,7 млн евро поступило от Евросоюза, 1 млн евро выделило правительство Германии, 250 тысяч – Испании). Кроме того, дополнительное увеличение бюджета на 3 млн долларов произошло за счет целевого выделения средств штаб-квартирой УВКБ на реализуемые совместно с Минздравом и Минобразования ИРИ проекты в области здравоохранения, образования и профессиональной подготовки беженцев. Разработанные проекты предусматривают как создание детям условий для получения начального образования, так и более полный охват профессиональным обучением взрослых беженцев. На территории Ирана функционируют также представительство Международной организации по миграции населения (МОМ), финансируемый международными фондами Институт по изучению проблем миграции и беженцев в регионе, которые вносят свой вклад в координацию усилий иранских правительственных органов и международных структур в решение проблем беженцев на территории ИРИ. Проводимая работа, некоторая нормализация обстановки в ряде провинций Афганистана и особенно в Ираке, позволили за период с начавшейся в 2003 году года добровольной репатриации беженцев из Ирана возвратить в Афганистан более 1,8 млн, а в Ирак – около 22 тыс. граждан этих государств. Однако эта проблема, по оценкам экспертов, пока далека от своего окончательного разрешения по причине постоянно продолжающегося притока новых, в основном афганских нелегальных эмигрантов. Вместе с тем, по мнению автора, проблема беженцев продолжит сохранять важное для Тегерана значение в контексте реализации собственных политических интересов в регионе. В первую очередь, это относится к афганскому треку иранской внешней политики. Понимая ограниченность экономических возможностей своего западного соседа по размещению репатриированных лиц, Иран регулярно поднимает вопрос о досрочной массовой депортации афганцев на родину, добиваясь таким образом усиления своего влияния на развитие обстановки в Афганистане, принятия им отвечающих интересам Тегерана решений. Пока такая практика не дала существенных для иранской стороны результатов, что объясняется усилиями международного сообщества по поддержанию в более-менее стабильном виде афганской экономики. Однако уменьшение такого содействия, а тем более его сворачивания может кардинально изменить ситуацию. В этих условиях есть основания полагать, что США и их союзники предпримут попытку окончательно урегулировать проблему афганских беженцев в Иране до сворачивания своего присутствия в Афганистане. Однако на данный момент особых успехов в этой сфере не наблюдается, в том числе и в силу стремления Тегерана сохранить, в пусть и усеченном виде, фактор афганских беженцев с прицелом на будущее развитие афганского урегулирования.
Источник: Институт Ближнего Востока
Для властей и населения Ирана, граничащего с такими внутренне нестабильными государствами, как Афганистан, Пакистан и Ирак, на протяжении длительного периода серьезной социально-экономической проблемой является наличие значительного количества беженцев из этих стран. По состоянию на сентябрь 2010 г. на территории ИРИ зарегистрировано более 940 тыс. беженцев из Афганистана и около 40 тыс. из Ирака, главным образом курдов. Около 30 тыс. человек расселено в специально оборудованных лагерях. В целом процесс регистрации беженцев проходит, вопреки имевшимся сомнениям, достаточно активно и организованно. Этому, в частности, способствовало то обстоятельство, что лица из числа малообеспеченных категорий, подтвердившие таким образом статус беженцев, получают полное освобождение от уплаты муниципальных налогов, а также преимущественное право на временное трудоустройство по квотам иранского правительства, составлявшим порядка 300 тыс. не требующих высокой квалификации рабочих мест, преимущественно в строительной, дорожно-ремонтной, сельскохозяйственной отраслях. Следует отметить, что для иранских властей в условиях значительной безработицы в стране среди собственного населения (более 11 процентов) введение таких квот, ведущее к усилению конкуренции на рынке труда и дальнейшему обострению проблемы безработицы, стало далеко непростым решением. Тем не менее, по мнению автора, на такой шаг они пошли, принимая во внимание фактор серьезной вовлеченности как зарегистрированных беженцев, но особенно нелегальных иммигрантов, в преступную деятельность для получения средств к существованию. Существенное содействие иранским правительственным органам в решении проблем беженцев оказывают отдельные страны и международные организации. В этом плане прежде всего следует выделить функционирующее в Иране с 1984 года представительство Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Оно значительно расширило свое присутствие и сферу деятельности в ИРИ с учетом массированного наплыва в страну беженцев, связанного с событиями в Афганистане и Ираке, а также начавшимся процессом их частичного возвращения в свои страны. Основные задачи УВКБ в Иране сводятся к следующему: - способствовать формированию условий для добровольного возвращения беженцев из Ирана в свои страны; - находить приемлемые решения для «уязвимых» категорий беженцев из Афганистана и Ирака, привлекать к содействию в их дальнейшей судьбе и решению имеющихся проблем родственников и этнические общины; - контролировать соблюдение прав беженцев на территории ИРИ, усиливать для них защитную среду в соответствии с конвенцией ООН по делам беженцев и имеющимся на этот счет законодательством страны пребывания; - способствовать перепрофилированию поступающей помощи беженцам от правительственных органов Ирана и из-за рубежа с поставок потребительских товаров на более высокий технологический уровень, включающий оборудование для профессиональной подготовки и образования, позволяющий обеспечить им более надежное и защищенное возвращение домой; - способствовать росту благополучия семей беженцев, имеющих детей, компетентно определять имеющиеся риски и проблемы в повседневной жизни, повышать готовность к работе в чрезвычайных условиях. Общий штат представительства УВКБ в Иране составляет 115 человек, из них 16 руководящих сотрудников командировано из других стран. В течение минувшего года УВКБ увеличило количество своих юристов в целях расширения возможностей для предоставления бесплатной помощи и обеспечения защиты прав беженцев при рассмотрении широкого круга возникающих у них правовых коллизий. Текущий бюджет тегеранского представительства УВКБ, формируемый, главным образом, за счет поступлений от стран-доноров, составляет более 6 млн долл. США (около 1,7 млн евро поступило от Евросоюза, 1 млн евро выделило правительство Германии, 250 тысяч – Испании). Кроме того, дополнительное увеличение бюджета на 3 млн долларов произошло за счет целевого выделения средств штаб-квартирой УВКБ на реализуемые совместно с Минздравом и Минобразования ИРИ проекты в области здравоохранения, образования и профессиональной подготовки беженцев. Разработанные проекты предусматривают как создание детям условий для получения начального образования, так и более полный охват профессиональным обучением взрослых беженцев. На территории Ирана функционируют также представительство Международной организации по миграции населения (МОМ), финансируемый международными фондами Институт по изучению проблем миграции и беженцев в регионе, которые вносят свой вклад в координацию усилий иранских правительственных органов и международных структур в решение проблем беженцев на территории ИРИ. Проводимая работа, некоторая нормализация обстановки в ряде провинций Афганистана и особенно в Ираке, позволили за период с начавшейся в 2003 году года добровольной репатриации беженцев из Ирана возвратить в Афганистан более 1,8 млн, а в Ирак – около 22 тыс. граждан этих государств. Однако эта проблема, по оценкам экспертов, пока далека от своего окончательного разрешения по причине постоянно продолжающегося притока новых, в основном афганских нелегальных эмигрантов. Вместе с тем, по мнению автора, проблема беженцев продолжит сохранять важное для Тегерана значение в контексте реализации собственных политических интересов в регионе. В первую очередь, это относится к афганскому треку иранской внешней политики. Понимая ограниченность экономических возможностей своего западного соседа по размещению репатриированных лиц, Иран регулярно поднимает вопрос о досрочной массовой депортации афганцев на родину, добиваясь таким образом усиления своего влияния на развитие обстановки в Афганистане, принятия им отвечающих интересам Тегерана решений. Пока такая практика не дала существенных для иранской стороны результатов, что объясняется усилиями международного сообщества по поддержанию в более-менее стабильном виде афганской экономики. Однако уменьшение такого содействия, а тем более его сворачивания может кардинально изменить ситуацию. В этих условиях есть основания полагать, что США и их союзники предпримут попытку окончательно урегулировать проблему афганских беженцев в Иране до сворачивания своего присутствия в Афганистане. Однако на данный момент особых успехов в этой сфере не наблюдается, в том числе и в силу стремления Тегерана сохранить, в пусть и усеченном виде, фактор афганских беженцев с прицелом на будущее развитие афганского урегулирования.
Источник: Институт Ближнего Востока
هیچ نظری موجود نیست:
ارسال یک نظر