Ми́тра (др.-инд. Mitrá-, авест. Miθra-«дружба, договор, согласие») — божество индоиранскогопроисхождения, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом.
Митра в Иране
Исследователи индоиранской мифологии уже давно указывали на соответствие индийских Адитьев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитьев, Варуна, близко напоминает иранского Ахурамазду; спутник Варуны — Митра соответствует иранскому солнечному богу Мифре; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитьев: так, Митра собственно значит дружественный, друг, имя другого из Адитьев, Арьямана, имеет тоже значение «лучший друг». Высказано было предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием семитического (вавилоно-ассирийского) культа
планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств. Однако до сих пор эта гипотеза ещё не имеет прочного основания.
планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств. Однако до сих пор эта гипотеза ещё не имеет прочного основания.
В честь Митры в Иране отмечаются праздники Мехреган (именной день Митры) иЯлда (День Рождения Митры).
Митраизм
В последние века до н. э. возникла особая религия с культом Митры — митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с I в. н. э. — в Риме, со II в. — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ — митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.
В митреумах совершались особые мистерии, доступные только посвященным мужчинам; они состояли из жертвоприношений, культовых трапез и пр. Сведения о мистериях дают представление об их общем характере, причём уже христианские апологеты отмечали их некоторое сходство с христианством, однако это сходство до сего дня остаётся предметом споров.
Как пишет Плутарх, распространение таинств Митры по Средиземноморью связано с активностью киликийских пиратов в 60-е годы до н. э., которые совершали их первоначально в ликийском городе Олимп. В мистериях и надписях Митра ассоциируется с орфическим божеством Фанетом. Мирча Элиаде считает, что легендарные детали биографии Митридата VI Евпатора (а отчасти также Кира Великого) отражают представления митраизма.
Во время мистерий говорится, что Митра родился от камня, а место совершения мистерий называют пещерой. Порфирий ссылаясь на некоего Евбула, отмечает, что пещеру в горах, цветущую и богатую источниками, впервые посвятил Митре Зороастр, причём эта пещера — образ космоса, созданного Митрой, а находившееся внутри — символы космических стихий и сторон света (аналогично, по Порфирию, космос сравнивали с пещерой пифагорейцы и Платон). Митра носит меч Овна (знака Ареса) и едет на быке Афродиты.
Степени посвящения в мистерии Митры известны из надписей и письма Иеронима. При посвящении в таинства Митры проводились истязания и испытания через огонь. По Тертуллиану, в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения. Цельс рассказывает, что в мистериях даются символы движения звезд и планет в небе и прохождения душ через них, причем этим символом служит семивратная лестница (семь врат связаны с семью металлами и семью божествами), и утверждает, что христиане многое заимствовали из этого учения (под христианами он понимает прежде всего секту офитов). У КлавдианаМитра назван вращающим звезды, а Юлиан упоминает тайное халдейское учение о семилучном.
С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства. Юлиан говорит о почитании Митры и справлении игр в честь Солнца раз в 4 года. В 303 году волшебник Феотокл, скрывшись в пещере, сделал Галерию прорицание, возбуждая к гонению на христиан. Согласно историографам Августов, император Коммод запятнал священнодействия Митры убийством человека, хотя обычно страшное в них лишь говорится или изображается.
С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства. Юлиан говорит о почитании Митры и справлении игр в честь Солнца раз в 4 года. В 303 году волшебник Феотокл, скрывшись в пещере, сделал Галерию прорицание, возбуждая к гонению на христиан. Согласно историографам Августов, император Коммод запятнал священнодействия Митры убийством человека, хотя обычно страшное в них лишь говорится или изображается.
Пещеру Митры, которую Констанций II передал александрийской церкви, в 362 годуГеоргий Александрийский приказал очистить, и там нашлось множество черепов (по утверждению христиан, человеческих), которые по указанию Георгия Александрийского носили по городу как доказательство совершавшихся там якобы человеческих жертвоприношений и гаданий по внутренностям. Тогда в городе произошли беспорядки, и Георгий и некоторые другие христиане были убиты язычниками.
Одно из распространённых изображений на митраитских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой). Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причем фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каупопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причем им прислуживают слуги в звериных масках.
Авеста — собрание священных текстовзороастрийцев, старейший памятникдревнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским».
Митреум (лат. mithraeum) — храм культа Митры. Митреум представлял собой прямоугольное помещение с куполообразным потолком под землёй (в городах чаще всего в подвалах домов) или в скале, в котором помещалось от 10 до 20 человек (самый большой известный митреум вмешал до 80 человек). В III веке в Риме находилось около 800 храмов Митры. В западной части храма располагался вход, в центре или у стены размещалась апсида, а в ней алтарь, украшенный рельефом, изображающим Митру, пронзающего кинжалом быка (тавроктония). Стены и потолок храма также часто были расписаны.
С укреплением христианства как государственной религии в IV веке большее число храмов Митры было разрушено, остальные были заброшены и пришли в упадок. На руинах некоторых храмов (Санта-Приска, Рим) были возведены христианские церкви. В Риме самый большой митреум находится сейчас под церковью Сан-Клементе, недалеко от Колизея.
Санта-Приска — барочнаябазилика на Авентине в Риме. Базилика построена в XV—XV веках на месте храма Митры, с499 года посвящена раннехристианской мученице (I век) св. Приске. Является одной из самых ранних христианских церквей в Риме, однако от прежней постройки почти ничего не сохранилось. Церковь неоднократно перестраива¬лась в XVII и XVIII веках, в 1660 году Карло Ломбарди был построен новый фасад. В крипте церкви хранятся реликвии святой; фрески выполнены Антонио Темпеста. Во внутреннем убранстве церкви лишь 14 античных колонн напоминают о прежней постройке. Церковь знаменита митреумом и античными римскими постройками под церковью. Здесь выставлены находки, предметы быта, надписи, скульптуры. В нише расположен рельеф Митры, убивающего быка, перед нишей находится фигура Океана.
Пала́ццо Барбери́ни(итал. Palazzo Barberini) —дворец (палаццо) фамилииБарберини на via delle Quattro Fontane (улицу Четырёх фонтанов) в восточной частиРима. В настоящее время здесь помещаетсяНациональная галерея старинного искусства. Строился по заказу Маффео Барберини после того, как тот был избран папой под именемУрбана VIII. В создании дворца в 1627—1633 гг. участвовали три великих зодчих — Карло Мадерна, его племянникФранческо Борромини и наконец Бернини. По своему облику дворец ближе кманьеризму, чем к барокко. Вокруг него впервые в истории папской столицы был разбит обширный сад, впоследствии уничтоженный. После смерти Урбана VIII дворец был конфискован в папскую казну, но вернулся к семейству Барберини в 1653 г. Посетителей дворца восхищали восхваляющая могущество Барберини фреска Пьетро да Кортоны, затейливая «улитковидная» лестница Борромини, античные Портлендская ваза,Палестринская мозаика и статуя пьяного сатира, а в подвалах — руины древнегохрама Митры.
Источник:
Митраизм
В последние века до н. э. возникла особая религия с культом Митры — митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с I в. н. э. — в Риме, со II в. — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ — митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.
В митреумах совершались особые мистерии, доступные только посвященным мужчинам; они состояли из жертвоприношений, культовых трапез и пр. Сведения о мистериях дают представление об их общем характере, причём уже христианские апологеты отмечали их некоторое сходство с христианством, однако это сходство до сего дня остаётся предметом споров.
Как пишет Плутарх, распространение таинств Митры по Средиземноморью связано с активностью киликийских пиратов в 60-е годы до н. э., которые совершали их первоначально в ликийском городе Олимп. В мистериях и надписях Митра ассоциируется с орфическим божеством Фанетом. Мирча Элиаде считает, что легендарные детали биографии Митридата VI Евпатора (а отчасти также Кира Великого) отражают представления митраизма.
Во время мистерий говорится, что Митра родился от камня, а место совершения мистерий называют пещерой. Порфирий ссылаясь на некоего Евбула, отмечает, что пещеру в горах, цветущую и богатую источниками, впервые посвятил Митре Зороастр, причём эта пещера — образ космоса, созданного Митрой, а находившееся внутри — символы космических стихий и сторон света (аналогично, по Порфирию, космос сравнивали с пещерой пифагорейцы и Платон). Митра носит меч Овна (знака Ареса) и едет на быке Афродиты.
Степени посвящения в мистерии Митры известны из надписей и письма Иеронима. При посвящении в таинства Митры проводились истязания и испытания через огонь. По Тертуллиану, в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения. Цельс рассказывает, что в мистериях даются символы движения звезд и планет в небе и прохождения душ через них, причем этим символом служит семивратная лестница (семь врат связаны с семью металлами и семью божествами), и утверждает, что христиане многое заимствовали из этого учения (под христианами он понимает прежде всего секту офитов). У КлавдианаМитра назван вращающим звезды, а Юлиан упоминает тайное халдейское учение о семилучном.
С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства. Юлиан говорит о почитании Митры и справлении игр в честь Солнца раз в 4 года. В 303 году волшебник Феотокл, скрывшись в пещере, сделал Галерию прорицание, возбуждая к гонению на христиан. Согласно историографам Августов, император Коммод запятнал священнодействия Митры убийством человека, хотя обычно страшное в них лишь говорится или изображается.
С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства. Юлиан говорит о почитании Митры и справлении игр в честь Солнца раз в 4 года. В 303 году волшебник Феотокл, скрывшись в пещере, сделал Галерию прорицание, возбуждая к гонению на христиан. Согласно историографам Августов, император Коммод запятнал священнодействия Митры убийством человека, хотя обычно страшное в них лишь говорится или изображается.
Пещеру Митры, которую Констанций II передал александрийской церкви, в 362 годуГеоргий Александрийский приказал очистить, и там нашлось множество черепов (по утверждению христиан, человеческих), которые по указанию Георгия Александрийского носили по городу как доказательство совершавшихся там якобы человеческих жертвоприношений и гаданий по внутренностям. Тогда в городе произошли беспорядки, и Георгий и некоторые другие христиане были убиты язычниками.
Одно из распространённых изображений на митраитских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой). Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причем фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каупопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причем им прислуживают слуги в звериных масках.
Авеста — собрание священных текстовзороастрийцев, старейший памятникдревнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским».
Митреум (лат. mithraeum) — храм культа Митры. Митреум представлял собой прямоугольное помещение с куполообразным потолком под землёй (в городах чаще всего в подвалах домов) или в скале, в котором помещалось от 10 до 20 человек (самый большой известный митреум вмешал до 80 человек). В III веке в Риме находилось около 800 храмов Митры. В западной части храма располагался вход, в центре или у стены размещалась апсида, а в ней алтарь, украшенный рельефом, изображающим Митру, пронзающего кинжалом быка (тавроктония). Стены и потолок храма также часто были расписаны.
С укреплением христианства как государственной религии в IV веке большее число храмов Митры было разрушено, остальные были заброшены и пришли в упадок. На руинах некоторых храмов (Санта-Приска, Рим) были возведены христианские церкви. В Риме самый большой митреум находится сейчас под церковью Сан-Клементе, недалеко от Колизея.
Санта-Приска — барочнаябазилика на Авентине в Риме. Базилика построена в XV—XV веках на месте храма Митры, с499 года посвящена раннехристианской мученице (I век) св. Приске. Является одной из самых ранних христианских церквей в Риме, однако от прежней постройки почти ничего не сохранилось. Церковь неоднократно перестраива¬лась в XVII и XVIII веках, в 1660 году Карло Ломбарди был построен новый фасад. В крипте церкви хранятся реликвии святой; фрески выполнены Антонио Темпеста. Во внутреннем убранстве церкви лишь 14 античных колонн напоминают о прежней постройке. Церковь знаменита митреумом и античными римскими постройками под церковью. Здесь выставлены находки, предметы быта, надписи, скульптуры. В нише расположен рельеф Митры, убивающего быка, перед нишей находится фигура Океана.
Пала́ццо Барбери́ни(итал. Palazzo Barberini) —дворец (палаццо) фамилииБарберини на via delle Quattro Fontane (улицу Четырёх фонтанов) в восточной частиРима. В настоящее время здесь помещаетсяНациональная галерея старинного искусства. Строился по заказу Маффео Барберини после того, как тот был избран папой под именемУрбана VIII. В создании дворца в 1627—1633 гг. участвовали три великих зодчих — Карло Мадерна, его племянникФранческо Борромини и наконец Бернини. По своему облику дворец ближе кманьеризму, чем к барокко. Вокруг него впервые в истории папской столицы был разбит обширный сад, впоследствии уничтоженный. После смерти Урбана VIII дворец был конфискован в папскую казну, но вернулся к семейству Барберини в 1653 г. Посетителей дворца восхищали восхваляющая могущество Барберини фреска Пьетро да Кортоны, затейливая «улитковидная» лестница Борромини, античные Портлендская ваза,Палестринская мозаика и статуя пьяного сатира, а в подвалах — руины древнегохрама Митры.
Источник:
هیچ نظری موجود نیست:
ارسال یک نظر