Древнейшим монументом философской мысли Ирана являются тексты, отражающие космологические представления индоиранских племен и включенные в состав "Авесты" - собрание священных книг зороастризма. Бытие мыслится в них как борьба двух начал - света и мрака, Ормазда (Ахурамазды) и Ахримана (Анхра-Майнью). Эта борьба носит циклический характер: сотворенный Ормаздом мир и первый человек попадают потом под власть Ахримана, но на исходе временного цикла свет, представляющий силы Ормазда, освобождается из заточения во мраке, и космос возвращается в первоначальное состояние. Творение мыслилось иерархически со обилием промежуточных идеальных звеньев - "ангельских" миров. Эти представления перекликаются с астральными и другими легендами и культами старого Востока; они явились основой философской мысли и в средние века.
В период правления Сасанидов (3-7 вв.) В Иране обширно распространилась древнегреческая ученость, в частности философия неоплатонизма, которую развивали изгнанные из христианской Византии языческие ученые. Огромное значение имели манихейство и маздаизм. После включения Ирана в состав Арабского халифата иранская философия развивалась в русле идей, общих для всех народов мусульманского Востока, сохраняя, традицию доисламских воззрений, служивших источником различных ересей и неортодоксальных теологических школ (более благоприятным для этого оказался шиизм, в особенности в его крайних проявлениях, в частности в исмаилизме).
Дальнейшим развитием древнеиранских представлений было учение о вечном времени (зурван, дахр) как первооснове всех циклических конфигураций бытия. В раннем средневековье последователи этого философского космологического учения частенько вступали в полемику с догматическим богословием ислама. Вольнодумные тенденции характерны для воззрений ар-Рази (конец 9 - начало 10 вв.). В творчестве Насира Хосрова (11 в.) Нашли отражение идеи исмаилизма. Обширное распространение получил восточный аристотелизм, вобравший в себя, но, много частей неоплатонизма; наикрупнейшим его представителем был Ибн Сина, богатое и разнообразное наследие которого развивали потом многие поколения иранских ученых. Значимым достижением философской мысли Ирана является хикмат-и ишраки (философия озарения) Сухраварди (2-я половина 12 в.), Проложившего путь к слиянию аристотелизма с суфизмом и древнеиранскими эзотерическими учениям. И.Насирэддин Туси в освоении наследия Ибн Сины в большей мере опирался на аристотелизм, будучи также крупным теоретиком исмаилизма.
Новое оживление философской мысли в Иране отмечается в 16-17 вв. Это так называемое исфаханское возрождение, выдвинувшее многих больших мыслителей (Баха-ад-дин Амили, Мир Дамад, Молла Садр Ширази, А. Лахиджи, Мухсин Файз Кашапи, Мохаммед Хосейн-хан и др.), Которые развивали наследие как хикмат-и ишраки, так и аристотелизма. Отличительной особенностью идейного развития в 18-19 вв. Была борьба меж религиозно-философскими школами "осули" и "ахбари", в процессе которой появилась школа "шейхи" (А. Ахсаи, начало 19 в.), Существующая и в современном Иране. В 19 в. Появляются такие течения, как бабизм и бахаизм. Видными мыслителями были Хади Себзевари, Кашфи Боруджерди, Абдул Хасан Исфахани и др. Под влиянием Запада, с развитием капиталистических отношений возникают различные течения либерально-буржуазной просветительской мысли (Мальком-хан, Талибов, Зейн-оль-Абедин Мерагеи, Мирза Таги-хан, Эмир Незам, М. Хасан-хан и др.), Противостоявшие обычным школам идеалистической метафизикИран В 20 в. В Иран распространяются идеи марксизма, видным пропагандистом которого был один из управляющих Иранской коммунистической партии Таги Эран И.
Для современного состояния философской мысли в Иране характерны пробы соединить разные течения западноевропейской философии с религиозными воззрениями ислама, к примеру экзистенциализм с суфизмом и т. П. (А. Хекмат, Х. Наср, выступающий с критикой европоцентризма, и др.). Сохраняют свои позиции приверженцы различных обычных школ мусульманской схоластики (М. Х. Камареи, М. Г. Табатабаи, М. М. Чахардехи, Р. З. Кермани). Распространены также западноевропейские учения и школы (Б. Пазаргад, М. Санаи, Г. Гамид).
Источник: http://www.istina.rin.ru
_________________________________________________________
Дальнейшим развитием древнеиранских представлений было учение о вечном времени (зурван, дахр) как первооснове всех циклических конфигураций бытия. В раннем средневековье последователи этого философского космологического учения частенько вступали в полемику с догматическим богословием ислама. Вольнодумные тенденции характерны для воззрений ар-Рази (конец 9 - начало 10 вв.). В творчестве Насира Хосрова (11 в.) Нашли отражение идеи исмаилизма. Обширное распространение получил восточный аристотелизм, вобравший в себя, но, много частей неоплатонизма; наикрупнейшим его представителем был Ибн Сина, богатое и разнообразное наследие которого развивали потом многие поколения иранских ученых. Значимым достижением философской мысли Ирана является хикмат-и ишраки (философия озарения) Сухраварди (2-я половина 12 в.), Проложившего путь к слиянию аристотелизма с суфизмом и древнеиранскими эзотерическими учениям. И.Насирэддин Туси в освоении наследия Ибн Сины в большей мере опирался на аристотелизм, будучи также крупным теоретиком исмаилизма.
Ахурамазда - Бистун اهورا مزدا - بیستون |
Для современного состояния философской мысли в Иране характерны пробы соединить разные течения западноевропейской философии с религиозными воззрениями ислама, к примеру экзистенциализм с суфизмом и т. П. (А. Хекмат, Х. Наср, выступающий с критикой европоцентризма, и др.). Сохраняют свои позиции приверженцы различных обычных школ мусульманской схоластики (М. Х. Камареи, М. Г. Табатабаи, М. М. Чахардехи, Р. З. Кермани). Распространены также западноевропейские учения и школы (Б. Пазаргад, М. Санаи, Г. Гамид).
Источник: http://www.istina.rin.ru
_________________________________________________________
See also | Смотрите ещё | همچنین ببینید
هیچ نظری موجود نیست:
ارسال یک نظر