Tehrân     Kiyef      Dâlâs     Moskow     Sufiye     Âstâne     Berlin     Došanbe     Âdelâyd     Halifaks       Tâ Nowruz

۱۳۹۱ مهر ۵, چهارشنبه

Маздак и Маздакизм

Идея К.Маркса и В.Ленина о социалистической революции и построении коммунизма, получившая реализацию в начале нашего века в России и ряде других стран, не была нова. Подобные примеры разрушения сложившихся традиций, ликвидации частной собственности и внедрения уравниловки в обществе в истории уже были. Так, одним из первых коммунистов был Маздак-Бамдад. Он жил во времена правления в Персии царя Ковада, предшественника Хосрова I, в конце V – начале VI вв. Он не проповедовал религиозно-философскую и морально-этическую стороны манихейства. Маздак атаковал государство.

Происходивший из семьи персидских жрецов Маздак родился на реке Тигр в 450 году. Став жрецом одного из храмов огня, Маздак возглавил народное движение против персидской знати. Кучка вельмож, во главе с Зармихром, намного сильнее правящего шаха Кавада I, распоряжалась в стране как в своих поместьях.

Добившись обманным путем расположения Ковада, Маздак стал верховным жрецом (мобедом) и ближайшим советником царя. Постепенно он узурпировал религиозную власть и провозгласил новое толкование зороастризма, заявив о том, что «народ забыл смысл «Зенд-Авесты», не так исполняет повеления Бога, как проповедовал Зардушт» и что его, якобы, послали «обновить веру Зардушта». Его учение быстро приобретало популярность в условиях ожесточенной борьбы нескольких придворных партий и все возрастающего недовольства народа, усугубляющегося частыми неурожаями. Религиозные установки Маздака имели политический характер, способствовали разрушению установившихся традиций и внедрению бесовщины в моральные устои общества.

Истоком учения Маздака считается манихейство, но в отличие от Мани, он не отвергал зороастрийскую идею об активном участии человека в борьбе добра со злом. А главную причину зла в земном мире Маздак видел в социально-общественном неравенстве, основным «носителем зла» считал собственность как таковую, в том числе собственность на женщин, т. е. полигамный брак, ибо «обладание собственностью порождает зависть и вражду». В этом его взгляды полностью совпадали с мнением Мани, который полагал, что именно зависть является главной движущей силой развития материального мира, порожденного дьяволом. Маздак к «носителям зла» причислял и государственную власть, поэтому и пытался ее разрушить или расшатать. Выход в избавлении мира от зла новоявленный реформатор видел в социальном переустройстве общества, где все будет общим, как вода, огонь и трава – три начала, лежащие, по его мнению, в основе всего. И тогда, якобы, прекратятся ссоры и вражда, которые и происходят только из-за женщин и имущества. Для того, чтобы все это сделать общедоступным, он предпринимал конкретные шаги.

Так, когда в начале царствования Ковада (488 – 496 гг.) страна переживала глубокий экономический кризис вследствие частых неурожаев и острой борьбы разных политических группировок, представляющих серьезную оппозицию царю Коваду, Маздак приказал раздать государственные зерновые запасы. Однако эта попытка помочь народу вызвала еще большее недовольство и раздоры при дележе. Тогда Маздак и объявил об обобществлении собственности и провозгласил лозунг «Всем поровну!» Ковад полностью доверял Маздаку и выполнял его требования. Он надеялся, что бунты в стране удастся локализовать и направить против его политических противников. Однако ситуация вышла из-под контроля. Жажда обладания чужим имуществом ослепила необразованные низшие слои общества. Начались грабежи, убийства, разорения имений. Страну охватила гражданская война. Кровопролитие и беззаконие удалось остановить (правда, не бескровным путем) благодаря мудрости и осмотрительности сына Ковада – Хосрова I Аноширвана, который с помощью зороастрийского жреца разоблачил обманщика и жестоко с ним расправился. Это подробно описано в одном из арабских текстов «О появлении Маздака, его вероучении и о том, как Ноширван справедливый убил Маздака», относящимся к XI веку. Для более наглядного воспроизведения событий того времени приведем краткое содержание повествующего об этом текста по книге «Зороастрийская мифология» (М., 1998).

«Первый, кто породил в мире нечестивую ересь, – сообщается в древнем источнике, – был человек, происходивший из Иранской земли, звания – мобед-мобедан, именем – Маздак-Бамдад… Он возжелал искоренить веру гебров, повести мир по нехорошей дороге. Владея знанием звездной науки, он понял, что… в сем веке появится муж, который провозвестит новую веру… и решил он сам стать таким мужем. До того же , как обратиться к пророческой миссии, было ему совершенное доверие от падишаха и всех, кто не видел его лицемерия. И тогда он приказал своим рабам провести из потаенного места подземный ход, тайно пробуравить оттуда скважину так, чтобы выход ее, малый и узкий, пришелся бы в середине места, где возжигали священный огонь. Затем возвестил о своей пророческой миссии».  С помощью подставного лица Маздак заставил «заговорить огонь» и засвидетельствовать его «пророческое достоинство». Тем самым он добился такого расположения царя, что тот «приказал построить для Маздака золотое кресло, украшенное драгоценными камнями, и поставить его у престола в тронном зале». Это кресло было гораздо выше престола самого царя.

После того, как Маздак «заставил заговорить огонь», люди начали активно обращаться в его веру: «одни – из-за низких страстей, другие – в угоду шаху», «воины воздерживались, не возражая из уважения к шаху, из мобедов никто не принял новой веры». Используя доверие шаха, Маздак приказал: «Да будут разделены блага между людьми, в одном и том же. Да отдаст один другому свое богатство, чтобы не было нищеты, бедности, чтобы все были равно наделены житейскими благами. Жены – тоже ваше имущество. Да будет разрешено каждому познать женщину. Пусть никто не будет в этом мире обделен удовольствиями и наслаждениями, двери желания да будут открыты перед всеми людьми». В результате, как сообщается, «народ развратился от соблазна общности имущества и жен. Образовался сред простого люда такой обычай: приводил кто к себе в гости двадцать человек, и вот, откушав хлеба, мяса, вина, сладостей, послушав музыку, шли гости один за другим в женские покои, и это не считалось зазорным…»

Тогда сын Ковада Ноширван, которому минуло всего лишь семнадцать лет, обратился к мобедам с просьбой о разоблачении мошенника: «Эта собака разрушила наше благосостояние, обесчестила наших жен, поставила чернь у кормила правления. Будете молчать – останетесь без имущества и жен. Власть и царство уйдут из нашего рода… Маздак стоит не на правде, а на обмане, обман же – зыбок, назавтра уже не принесет пользы».

Однако никто из окружающих не смел противоречить человеку, который мог заставить заговорить огонь. Когда кто-либо в чем-то сомневался, он искал подтверждения у огня и с помощью обмана находил его. Пользуясь своей властью, он решил подчинить себе сына Ковада и стал настаивать, чтобы тот обратился в его веру. На что тот дерзко отпарировал: «Зенд-Авеста неправильно толкуется Маздаком… со времен Зердешта не появлялось мудреца с такими толкованиями. Вера предписывает хранить богатство и беречь женскую добродетель. Если не так, то чем отличается человек от животного? Скоты питаются и совокупляются таким образом, а не люди, наделенные разумом». Спор между Маздаком и Хосровом зашел слишком далеко и строптивому наследнику повелели привести доказательства негодности веры Маздака или привести вместо себя другое лицо, которое бы выиграло этот спор. В противном случае Хосрова ожидала смерть. Тогда Хосров призвал на помощь старца-мудреца, мобеда из Фарса (город Кувель). Он и разоблачил Маздака.

«Вот на троне сидит шах, – провозгласил старец из Фарса, обращаясь к присутствующим на разрешении спора, – он сын шаха Фируза, его держава – наследство отца, а отец получил власть в наследство от своего отца… Теперь, ежели десять мужчин будут иметь сношения с женой шаха, кто, скажи мне, должен считаться отцом? Таким образом пресечется древо рода, не будет отпрыска в правящем доме. Высокое и низкое положение человека в обществе зависит от существования богатства и бедности. Неимущий лишь в силу своей бедности служит имущему… Ты вот и пришел затем, чтобы уничтожить власть в роде иранских шахов».

Для разрешения ожесточенного спора между Маздаком и старцем из Фарса, опять вопросили огонь, который снова подтвердил правоту обманщика и потребовал убить царя Ковада. По совету предусмотрительного старца телохранители царя не позволили это привести в исполнение. И была раскрыта тайна, как Маздак заставил говорить огонь. Но наказать его сразу после разоблачения было опасно, так как у него было много сторонников. Поэтому прибегли также к обману. Вначале Маздака задобрили обещанием, что сын царя Ковада хочет принять веру его, а потом предложили собрать Маздаку своих людей в царском дворе, якобы, для получения подарков. Под этим предлогом собрали двенадцать тысяч человек, которые и попались в ловко устроенную ловушку. Капкан захлопнулся. Гостей разбили на группы по 15 – 20 человек и стали выпускать из дворца группами. Когда они выходили, их хватали, вели на площадь и закапывали в ров вверх ногами. Последними пригласили на ту же процедуру и Маздака, показав ему кладбище его единомышленников. Затем Маздака казнили так же, как и их.

Так, Хосров Аноширван сберег завещанную ему предками царскую власть и расправился с покушавшимися на его законные права. Маздакиты были объявлены вне закона по всей империи. Но потом Хосрову I все же пришлось остановить расправу с маздаками, чтобы «крестьяне не были истреблены поголовно».

Как в сохранившихся арабских текстах, так и в пехлевийских, Маздак называется «еретиком, лжепророком и обманщиком», который появился «как враг веры, отступник из отступников». В «Денкарте» [VII, 7.21-2.5] содержится серьезное предупреждение о распознавании подобного рода манихеев: «…всякое учение, каким бы духовным оно себя не называло, – говорится в древнем тексте, – надо тщательно проверять, ибо существуют такие еретики, которые вносят в религию раскол и объявляют себя пророками; они учат, что родословную надо вести по материнской линии, и они подобны волкам, ибо утоляют свои желания, как волк и его потомство,… отстаивают свои корыстные интересы и лгут даже собственным детям».

В арабском тексте «Шехристани» (XII в. н. э.) также отмечается сходство Маздака с лжепророком Мани «относительно двойственности существования и дуализма начал», т. е. и Маздак признавал деление мира на материальный и духовный, в результате смешения которых образовался, по его мнению, «двигатель добра» и «двигатель зла». При этом «свет действует с целью и выбором, а тьма – в слепоте и случайно. Свет – это ученый, чувствующий, а тьма – невежда, слепой и, дескать, смешение произошло случайно, бессознательно». Наряду с этим, Маздак утверждал, что «его кумир сидит на своем троне в высшем мире, так же как царь сидит в этом дольнем мире… Царь в мире высшем управляет только буквами, которых совокупность – имя великое и кто его узнает, тому откроется «тайна великая» и он будет обладать четырьмя силами духовными (под которыми он подразумевал здравый смысл, понимание, самодержавие и радость от обладания), а другие – останутся во тьме невежества».

Подрывая царскую власть, Маздак считал себя и своих сторонников вправе распоряжаться чужим имуществом по своему усмотрению. Надо сказать, что идея о всеобщем равенстве была очень заманчива и на удочку Маздака легко попадались неграмотные, измученные нищетой люди. Однако достижение равенства в обладании имущества и женщинами, т.е. всеми земными благами, было невозможно мирным путем. Поэтому Маздак, ловко манипулируя доверием царя и используя свою власть главного мобеда, разжигал революционный мятежный дух в обществе, открыто призывал к убийствам и грабежам, т.е. уничтожить зло (с его точки зрения материальное неравенство) он хотел разбойными методами, насаждая его же. Все споры он стремился разрешить, бесцеремонно убирая несогласных с ним со своего пути. Сохранившиеся ранние тексты свидетельствуют, как легко он распоряжался чужими судьбами в угоду себе и ни во что не ставил женское достоинство. И если Мани проповедовал аскетизм и полный отказ от всех мирских удовольствий, то Маздак ничем не гнушался. Его отношение к женщинам, как к неодушевленному предмету, которым при случае мог воспользоваться каждый желающий, провоцировало разрушение генетического древа и приводило к вырождению достойных старинных родов.

Маздакитский мятеж (одна из первых попыток революционного переустройства общества в истории) закончился полным провалом. Однако идеи Маздака продолжали витать в обществе и со временем обрели в разных странах новую видоизмененную форму. Последователи Маздака – коммунисты вновь и вновь делали отчаянные попытки возродить «коммуну», приспособив идеи своего основателя к современным условиям. Однако каждая из этих попыток «уравнять всех и вся», как известно из истории, сколько бы времени «не держалась на плаву», с треском проваливалась. Во Франции Парижская коммуна продержалась несколько месяцев, в нашей же стране строительство коммунизма продолжалось почти 72 года. Но несмотря на такой «длительный стаж», коммунистам все же пришлось уступить свои позиции и услышать правду о своей беспомощности и несостоятельности в стремлении «осчастливить всех». Никому еще не удавалось повернуть колесо истории вспять и навсегда навязать человеку то, что противоречит его исконной природе. На какое-то время можно, конечно, одурманить доверчивые души, но со временем пелена обмана рассеивается и все возвращается на круги своя.

Источники:
  1. http://www.zoroastrian.ru/node/1301
  2. http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=5440
Подготовила: Ольга Додонова

هیچ نظری موجود نیست:

پر بیننده‌ترین جستار‌ها|Most popular|Самые популярные

دیدگاه‌های شما|Your comments|Ваши комментарии

کلید واژه‌ها | Key words | Ключевые слова

باشگاه BÂDPÂ БАДПА Клуб بادپا Club Персидский язык Darshâye zabâne pârsi Уроки персидского языка درس‌های زبان پارسی‌ Mollâ Nasreddin Мулла Насреддин ملا نصرالدین Persian language lessons Ebi ابی Dariush Dariush Eghbali Dâryuš Dâryuš Eqbâli Googoosh Gougoush Gugush Guguš Гугуш Дарьюш Дарьюш Эгбали Клуб любителей персидского языка Эби باشگاه دوستداران زبان پارسی‌ داریوش داریوش اقبالی فائقه آتشین گردشگری گوگوش Bozorgâne Irân zamin Omar Xayyâm Tourism Омар Хайям Туризм آموزش زبان پارسی‌ آیا می دانستید بزرگان ایران‌زمین عمر خیّام Persia Sattar Shahram Nazeri Šahrâm Nâzari Изучение персидского языка Шахрам Назери بزرگان ایران دیدنی ها دیدنی‌های ایران شاعران شهرام ناظری فردوسی نوروز هایده هنرمندان Artists Hayede Kourosh Yaghmaei Nowruz Nowruz stamps Persepolis Sadegh Nojouki Tambrhâye Nowruzi Артисты Курош Ягмаи Марки о Ноурузе Персеполис Садэг Новджуки Саттар Хаедэ ایرانیان تخت جمشید تمبرهای نوروزی جشن‌های ایرانی‌ خط پارسی دکتر مصدق ریشه یابی ستار صادق نوجوکی محمد رضا پهلوی محمد مصدق مشکلات فرهنگی ملکه ثریا ورزش بانوان کوروش یغمایی America so beautiful Atusa BBC Bahram Radan BÂSTÂN Bâšgâh Bâšgâhe dustdârâne farhange Irân zamin Ebrahim Hamedi Ehsan Khajeh Amiri Ehsân Xhâje Amiri English subtitles Ferdowsi Golshifte Farahani Hasan Shamaizadeh Iman Maleki Imân Maleki Iraj Jannati Ataei Jamshid Kuroš Mansour Tehrani Mansur Marjane Satrapi Marjân Sâtrâpi Mohammad Reza Pahlavi Mohsen Makhmalbaf Mortezâ Naser Cheshm Azar Omid Omid Soltâni Parandegâni ke dar xâb dideam Persian Songs Sa'di Sex and Philosophy Shadmehr Aghili Shah of Persia Shahram Shabpare Siavash Ghomayshi Sina Hejazi Sinâ Hejâzi Soraya Taxte Jamšid Whirlpool Women's sport Zartošt Âmrikâye zibâ Âpârât Šahrâm Šabpare Америка так красиво Ахурамазда Джамшид Женщины в спорте Иман Малеки Ирадж Джаннати Атаи Любовь Манес Мани Манихейство Мансур Маржан Сатрапи Мортеза Мохсен Махмальбаф Омид Омид Солтани Онлайн изучение персидского языка Персидские песни Персидский марш Саади Секс и философия Сина Хэджази Сияваш Гомейши Сорая Философия Ирана Философия в Иране Философия в Персии Хасан Шамаизадэ Шадмэхр Агили Шахрам Шабпарэ Эхсан Хаджэ Амири курсы персидского языка آتوسا آخرالزمان آرش کمانگیر آمریکای زیبا آپارات ابراهیم حامدی ابوالقاسم فردوسی اتحادیه احسان خواجه امیری احمد شاملو اختلافات ارضی اسطوره‌های ایران زمین امید امید سلطانی اندیشه اهورا مزدا ايرج جنتی عطایی ایران از نگاه آلمانی‌ها ایران و عرب‌ها ایرانرود ایمان ملکی باستان باشگاه دوستداران فرهنگ ایران زمین بهار بهرام رادان بی بی سی تاجیکان تاریخچه ی پیدایش تعزیه تحصیل تحصیل در خارج تحصیل در روسیه ترانه‌های پارسی‌ تعزیه تعزیه و موسیقی توسعه به سبک ایرانی ثریا ثریا اسفنداری جشن تیرگان جمشید جنسیت و فلسفه حسن شماعی زاده حسن هدایت حقوق بشر خليج پارس داریوش مهرجویی دکتر محمد مصدق زبان زبان شناسی‌ زبان مادری زبان پارسی زرتشت سعد ی سپندارمذگان سکس و فلسفه سیاوش قمیشی سینا حجازی شادمهر عقیلی شاه ایران شاهنامه شاهنامه ی فردوسی شبیه خوانی شهاب حسینی شهرام شب پره صادق هدایت طنز و لطیفه عزاداری غذا فرهنگ فلات ایران فیلم سینمایی فیلم پرسپولیس قاره ی کهن لابی ماه محرم محسن مخملباف مرتضی مرجان ساتراپی مشکلات تحصیل منشور کوروش منصور منصور تهرانی موسیقی ناصر چشم آذر نقاشان هخامنشیان پارسی‌ زبانان پرسپولیس پرندگانی که در خواب دیده ام پژوهش چلوکباب کودتا کودتای ۲۸ امرداد کوروش کوروش بزرگ کوروش کبیر گرداب گستره ی زبان پارسی‌ گلشیفته فراهانی یوتا هیمل‌رایش یکپارچگی ملی